Чьё имя носит наш вуз ?

Макар Евсевьевич Евсевьев

Макар Евсевьевич Евсевьев – видный ученый, первый профессор из мордвы. Окончил Казанский университет. Трудовую деятельность посвятил педагогической, научной и общественной работе, собиранию и изучению памятников материальной и духовной культуры мордвы и народов Поволжья. Выезжая в полевые экспедиции, побывал в 450 мордовских селениях.

Собранные им коллекции одежды и украшений пополняли фонды музеев России, а также Берлина, Гамбурга, Хельсинки. М. Е. Евсевьев внес большой вклад в развитие мордовской национальной культуры и науки. Его перу принадлежат десятки исследований по лингвистике, фольклору, истории и этнографии мордовского народа.

В настоящее время имя ученого носит Мордовский государственный педагогический институт.

Краткие биографические сведения

Евсевьев Макар Евсевьевич [18(30)…1864, с. Малые Кармалы, ныне в Ибресинском р-не Чувашии, — 11.5.1931, Казань], морд. учёный-просветитель, педагог, Окончил Казанскую инородческую учительскую семинарию (1883; в этом уч. заведении преподавал до 1920) и вольнослушателем ист.-филол. ф-т Казанского ун-та (1892). Пед. взгляды Е. сложились под воздействием идей Н. И. Илеминского и И. Я. Яковлева. Как методист совершенствовался под руководством Н. А. Бобровникова.

Основой обучения считал родной язык, в качестве уч. материала использовал образцы фольклора и нар. речи. Его шк. «Букварь для мордвы-эрзи» и «Букварь для мордвы-мокши» (опубл. в 1892), созданные на рус. графич. основе, положили начало морд. уч. лит-ре и сыграли значит, роль в распространении грамотности в морд, народе. Составил первонач. учебники рус. яз. для эрзи и мокши (1892, 18972). Выступил с инициативой создания морд, учительских школ; эта идея была осуществлена после 1917. Считал неотделимой частью общеобразоват. подготовки трудовое обучение (в 1906–12 руководитель уч. мастерских семинарии). После Окт. революции стал организатором пед. образования; был руководителем и преподавателем курсов учителей для морд, школ (в Москве, Казани и др.). Преподавал в Казанской вост. академии (проф. с 1921), Казанском пед. ин-те (1922–25) и Татарском комму-нистич. ун-те (1922–30). Труды Е. положили начало исследованиям проблем морд, языков («Основы морд, грамматики», 1928; «Эрзянско-рус. словарь», 1931). Систематизировал и ввёл в практику преподавания лит. нормы морд, языков. Соавтор первого сов. букваря для морд, уч-ся «Тундонь чи» (Весенний день», 1923). Исследовал историю, этнографию, культуру морд, народа. Инициатор создания и первый пред. Мордовского культ.-просвет, об-ва (1917) [3].

Ученый, просветитель, педагог

Макар Евсевьевич Евсевьев (Кобаев) (родился 18.01.1864 г. в деревне Малые Кармалы Буинского уезда Симбирской губернии) – мордовский ученый, просветитель и педагог, профессор, коллежский советник. Сын крестьянина. Окончил Шераутское начальное училище (1876), Казанскую инородческую учительскую семинарию (1883), историко-филологический факультет Казанского университета (1892). Ученик Н. И. Ильминского и Н. А. Бобровникова. С 1892 года работал учителем и наставником приготовительного класса Мордовского образцового начального училища при Казанской инородческой учительской семинарии. В 1919 году был незаконно репрессирован, но вскоре освобожден благодаря ходатайству Наркомпроса РСФСР. С 1920 года – заведующий отделом, научный сотрудник Казанского краеведческого музея. Одновременно преподавал историю и этнографию мордвы, мордовские языки в высших и средних учебных заведениях Казани (Восточной академии, Восточном педагогическом институте, Казанском педагогическом университете и др.). В 20-х г.г. большое внимание уделял подготовке учительских кадров для мордовских школ, был инициатором и организатором Центральных курсов мордовских учителей в Москве (1926 – 1928), первых трехгодичных курсов в Казани (позднее преобразованных в Петровский педтехникум), краткосрочных курсов в Н. Новгороде, Самаре, Саранске, Саратове, Симбирске. Имел деловые взаимосвязи с Мордовским бюро Наркомпроса и Наркомнаца, сыграл значительную роль в воспитании мордовской национальной интеллигенции.

Евсевьев – первый мордовский ученый энциклопедист и просветитель своего народа. Его просветительская деятельность связана с подъемом общественного движения в России, с Казанским университетом как центром научной, культурной и педагогической жизни Поволжья 90-х г.г. XIX века. Он продолжил начало глубоким русско-мордовским  научным связям. Активно сотрудничал с филологами Ф. Д. Батюшковым, А. А. Шахматовым, Д. В. Бубрихом, с этнографами Н. Ф. Катановым, И. Н. Смирновым, Б. Ф. Адлером, с педагогами и методистами Н. А. Бобровниковым, Н. В. Никольским, И. С. Михеевым, с финскими учеными  Х. Паасоненом, А. Хейкелем и др.

С именем Евсевьева связан новый этап в развитии мордовской письменности, национального языкознания. На основе изучения живого разговорного языка он создал «Образцы мордовской словесности»(1896), написал первые буквари для мордвы-мокши и мордвы-эрзи (1892, 1897). Позднее, осуществив целостный подход к изучению мордовских языков, опубликовал монографию «Основы мордовской грамматики» (1928), «Эрзянь-рузонь валкс» («Эрзянско-русский словарь»), в соавторстве подготовил первый советский букварь для мордвы-эрзи «Тунтонь чи» («Весенний день»). В становлении литературно-письменных языков мордовского народа важное значение имела переводческая деятельность Евсевьева. В конце XIX – начале XXим было переведено на мордовские языки более десяти вероучительных  и учебных  книг («Священная история Ветхого завета», «Крещение Руси при св. князе Владимире», «Молитвы и церковные песнопения», Евангелия от Матвея, Марка, Луки и Иоанна и др.). Эти издания способствовали становлению грамматики, обновлению фразеологии и графики мордовских языков. К исследованиям Евсевьева по мордовской словесности относятся его работы  по фольклору. В фольклорных экспедициях  был собран богатейший материал по устно-поэтическому творчеству мордвы, создана своеобразная «энциклопедия народной жизни», состоящая из песен, сказок, пословиц, поговорок, причитаний, описаний народных игр, представлений, речевой обрядности.

В 1892 в журнале «Живая страница» он опубликовал первое описание «Мордовской свадьбы», в 1931 завершил полностью работу над ним. В конце 20-х годов издал сборники эрзянских сказок и песен. Собранные Евсевьевым уникальные материалы неоднократно публиковались в изданиях Финно-угорского общества (1894, 1980). Исторические и этнографические воззрения Евсевьева формировались под влиянием научного наследия русских и зарубежных ученых демократического направления. Приоритетным он считал сохранение материальной культуры мордовского народа. Собранные коллекции (свыше 500 предметов) одежды, украшений и других предметов быта мордвы, а также чувашей и татар хранятся в музеях С.-Петербурга, Казани, Саранска, Москвы, Парижа, Хельсинки, Гамбурга.

Евсевьев был первым национальным фотографом-ученым, зафиксировавшим многообразие бытовой культуры мордвы. Участвовал во Всероссийской промышленно-художественной выставке  в Н.Новгороде (1896), Всемирной выставке в Париже, на которой был удостоен золотой медали. Подробнейшее описание им мордовской свадьбы получило высокую оценку Неофилологического общества (академик А.Н.Пыпин). За исследование в области этнографии удостоен серебряной и золотой медалей РГО (Российское географическое общество). Многие материалы исторических исследователей Евсевьева остались неопубликованными, а работа «Терюшевский бунт» утеряна.

Педагогическая деятельность Евсевьева развивалась под воздействием идей Я.А.Каменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, многонациональной культуры народов Поволжья. Он был воспитан в духе миссионерской педагогики Н.И. Ильминского, Н.А. Бобровникова. В то же время ему удалось разработать свое понимание взаимосвязи общечеловеческого и национального в просвещении мордвы и других народов Поволжья с учетом их исторических, этнокультурных и психологических особенностей. Как  ученый-методист выдвинул ряд новаторских дидактических идей, положенных в основу преподавания и  учебной литературы 20 – 30-х годов.

Научные заслуги Евсевьева получили высокую оценку общественности. Финский ученый П. Равила назвал Евсевьева «мордовским Ленротом» (1931). Имя Евсевьева присвоено Мордовскому государственному педагогическому институту, библиотеке и улице Саранска. В 1989 году в Саранске была проведена научная конференция  «Научное наследие М.Е. Евсевьева и современность».

Евсевьев был членом Финно-угорского общества, Русского географического общества, Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, Православного миссионерского общества. После февральской революции 1917 года Евсевьев выступил инициатором создания Мордовского культурно-просветительного общества, был соавтором «Обращения к мордовскому народу». Является членом комитета по изучению языковых и этнографических культур народов СССР, президиума угро-финской секции Восточно-финского комитета АН СССР. Награжден орденами Святого Станислава (1904), Святой Анны (1914).

Соч.: Избр. труды, т. 1–5, Саранск, 1961–66.

Литература

  1. Беззубов, В. И., Науч.-пед. деятельность M. E. Евсевьева / В. И. Беззубов. – Саранск, 1960.
  2. Бибин, М. Т. Макар Евсевьевич Евсевьев – первый мордовский учёный, просветитель, педагог / М. Т. Бибин, Е. Г. Оссовский. – Саранск, 1988.
  3. Евсевьев Макар Евсевьевич // Педагогический словарь [электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.enc-dic.com/pedagogics/Evsevev-Makar-Evsevevich-562.html
  4. Жиганов, М. Ф. M. E. Евсевьев – историк родного края / М. Ф. Жиганов. – Саранск, 1990.
  5. История Мордовии в лицах: Биогр. сб. / сост. В.С. Лунин. – Саранск, 1994. – С. 75–77.
Запись опубликована в рубрике Знаете ли вы ?. Добавьте в закладки постоянную ссылку.